WN-logo



КЛУБ  СПОРТИВНОГО  ОРИЕНТИРОВАНИЯ  "БЕЛЫЕ  НОЧИ"

на главную  |  новости  |  соревнования  |  фестиваль  |  статьи  |  о клубе  |  ссылки
 


Инфомация - Статьи

* Человек и время - интервью с Владимиром Алексеевым
* Спортивное ориентирование в системе товарно-денежных отношений.
Белые Ночи - визитная карточка ориентирования Санкт - Петербурга.
Клубы -  как основа жизнедеятельности федерации.
          -
Краткий обзор.
        - Опыт зарубежных федераций
        - Федерация спортивного ориентирования - без клубов.
        - Программа организации клубов ориентирования при федерации
        - Организационные вопросы создания клубов
        - Система поддержки клубов федерацией
 

 

С.Казанцев

Спортивное ориентирование в системе товарно-денежных отношений.

Современные тенденции в нашем спорте все больше убеждают нас в том, что он становится товаром.

Исходным сырьем  для производства  продукта под названием соревнования являются ранговые очки. В зависимость от этих очков поставлены  как тренеры юных спортсменов, так и  спортсмены- профессионалы.  У первых - ранговые очки, затрагивают тренерские амбиции, а также тем или иным образом влияют на зарплату.

У  вторых - они напрямую связаны с перспективами попадания в сборные команды  различных уровней.

Ясно, что попав в зависимость от ранговых очков, спортсмены должны постоянно участвовать в ранговых соревнованиях, причем,, отнюдь  не ради удовольствия побегать на интересной местности  по хорошей карте.

Число претендентов на ранговые очки неуклонно растет, причем ажиатажный спрос на очки искусно подогревается. В сферу «очковых» отношений втягиваются все новые и новые возрастные группы: 16, 15,14,13, а нынче уже и 12. Толком никто из тренеров не может ответить на вопрос: зачем ему нужны эти очки. Это как наркотик: один раз попробовал, а потом трудно выйти из зависимости.

Соискателей  очков так много, что теперь любые ранговые соревнования превращаются в многодневку, благо ограничений для участия в таких соревнованиях нет никаких. Эти искусственно (или искусно) застимулированные мероприятия и являются основным товаром в системе товарно- денежных отношений.

Надо отметить, что такое мероприятие как многодневка, «изобретено» еще в 60-х годах. Некоторые традиционные многодневки проводятся ежегодно на протяжении многих лет, как в нашей стране, так и за рубежом. Однако, все многодневки зарабатывают свой имидж  и «раскручиваются» самостоятельно, а не при помощи ранговых очков.

Коли речь идет о товаре, то должен быть соответствующее наименование  и ценник.  Что касается наименований, то здесь вариантов не много: Кубок, Первенство, Чемпионат, зато количество разновидностей этих мероприятий может быть бесконечным. Ценник, а именно: финансовые условия, вообще без вариантов. Все соревнования стоят одинаково, вне зависимости от места их проведения.  Впрочем, и организаторы соревнований в накладе не остаются: ведь стартовый взнос, согласно финансовым условиям, едва ли не на порядок превышает взнос на многодневках.

Если есть товар, то его надо продавать (в нашем случае проводить соревнования).

Желающих проводить ранговые соревнования довольно много и даже есть конкуренция. Если так, то распределение стартов между конкурирующими организациями должно приносить доход. Очевидно, что критерием отбора кандидатов на проведение соревнований по законам рынка является  прибыль, а уж интересная местность или хорошая карта, это уже вторично.

Организаторы соревнований, получив в свое распоряжение одно из наименований, стараются привлечь «местные ресурсы» и также получить прибыль. К тому же высокий стартовый взнос, не адекватный затратам, тоже приносит доход (а иначе, зачем нужна вся эта головная боль).

Если, опять же сравнивать ранговые соревнования с многодневками, то здесь организаторы ничем не рискуют. Участники в достаточном количестве им гарантированы, а о качестве проведения соревнований можно заботиться постольку поскольку.  Здесь имидж организаторов соревнований ни есть решающий фактор.

Этот психолого-аналитический обзор не является критикой нынешней ситуации. Более того, эта ситуация находит много сторонников. Ранговые соревнования дают возможность тренерам «раскрутить» местные организации или привлечь спонсоров (даже если это родители детей). Хуже если тренеры вкладывают свои деньги в своих учеников, но это как раз и есть тот «наркотик», от которого трудно отказаться.

Таким образом, эта товарно-денежная карусель крутится исправно, откидывая центробежной силой в сторону тех, кто не способен удержаться на ней.

Сама по себе система рангов долго не продержится, поскольку ранжирование спортсменов в пределах  первой десятки еще приносит моральное удовлетворение спортсменам  и их тренерам (особенно, если эти десятки публикуются), а вот ранжирование во втором, третьем и дальше десятках, не приносит никакого удовлетворения. 

Очевидно, что ранговая система должна быть более изощренной. Декларация: равные возможности для всех, кто желает попасть в сборную команду, приоткрывает свет в конце всей этой ранговой круговерти.

Таким образом, сборные команды тоже оказываются включенными  в ту же систему товарно–денежных отношений. Как правило, все поездки на Чемпионаты осуществляются за счет самих участников. Тем не менее, от желающих попасть в сборные команды и поехать на Чемпионат  нет отбоя.  Скорей всего, в стоимость поездки на соревнования включены и интересы самих организаторов поездки.

Участникам предоставляется возможность для оплаты поездки воспользоваться «местными ресурсами». В то же время, если, например, первые номера в сборной таких ресурсов не имеют, то всегда найдутся шестые, седьмые и т. д  номера, которые смогут оплатить поездку. Возможно, это и отразиться на качестве выступления команды, но ведь не это и главное.

Целеобразующим фактором в системе товарно- денежных отношений является прибыль. Однако, такая система будет жизнеспособной до тех пор, пока она пользуется доверием у своих покупателей (в нашем случае спортсменов). Чтобы не исчерпать их кредит доверия, нужно смотреть вперед и искать какие-то альтернативные решения.

В системе «очковых» отношений, например, количество зачетных соревнований нужно уменьшить до 3-4, оставив при этом бесконечным количество ранговых стартов. Кстати, в стране проводится море всевозможных многодневок, качество которых намного выше ранговых соревнований, а цены намного ниже. Почему бы эти многодневки ни включать в систему ранговых соревнований. Тогда у спортсменов появляется возможность выбора соревнований, наиболее заслуживающих их внимания. У организаторов соревнований  будет больше ответственности при подборе  районов соревнований и качестве их проведения.

В наш компьютеризованный век ничего не стоит создать единую для всех регионов систему учета рейтинга спортсменов, и организовывать отборочные соревнования  только для сильнейших спортсменов из регионов.

Выявление сильнейших спортсменов и формирование сборных должно проходить в очной борьбе с учетом принципа спортивного отбора.  Важно, чтобы спортсмены, попавшие в команду,  смогли поехать на соревнования, где все- таки  соревнуются спортсмены, а не кошельки.

Конечно, подобные  мероприятия, если они будут проведены в жизнь, нанесут финансовый урон системе товарно –денежных отношений, но  она укрепится за счет доверия  к ней всех участников  этих отношений  и выведет из «очковой» кабалы спортсменов и их тренеров.

 

   

С.Казанцев

Белые Ночи - визитная карточка ориентирования Санкт - Петербурга

Соревнования "Белые Ночи" проводятся в нашем городе по инициативе Н.В.Благово, начиная с 1971 года. По замыслу они приурочены к "белым ночам" в Петербурге и это одна из причин их популярности. В 1974 году проведение соревнований было поручено спортклубу "Экран". С тех пор одна и та же инициативная группа в лице Ольги Казанцевой, Марии Маловой, Сергея Казанцева при поддержке их друзей и учеников ежегодно проводит эти популярные не только в нашем городе, но и в стране соревнования по ориентированию. За эти годы многие традиционные соревнования прекратили свое существование, но энтузиазм организаторов "Белых Ночей" до сих пор не иссяк.

Сегодня, встречаясь с ориентировщиками в разных городах страны и даже за рубежом, когда разговор заходит о Петербурге, то в первую очередь они вспоминают о "Белых Ночах". Часто эти люди уже далеки от спорта и давно не выезжают на соревнования, но они ностальгически вспоминают те дни, когда они приезжали на Карельский перешеек. Встречаются и такие люди, которые никогда не были в Петербурге, но они знают, что там проводятся соревнования "Белые Ночи". Часто многие не знают организаторов этих соревнований, но их название звучит для них как визитная карточка Питерского ориентирования.

История ориентирования в нашем городе, начиная с первых соревнований 19 июня 1959 года, насчитывает много приоритетов. Инициатива и честь проведения почти всех первых Всесоюзных соревнований принадлежала нашему городу. Однако сейчас мало кто помнит об этих инициативах, а приоритет первых в СССР соревнований по ориентированию вообще оспаривается. Что касается Белых Ночей, то о них знают и помнят все.

Имидж Белых Ночей помог "подняться" и другим коммерческим многодневкам в нашем городе, которые приблизили сроки проведения своих соревнований вплотную к датам проведения популярных соревнований.

Закономерно, что проведение в июне нескольких соревнований подряд, ставит их в конкурентные отношения. Иначе и быть не может. Ведь никто не может пробегать пять многодневок подряд, да и с финансовой стороны это накладно. Людям приходится выбирать, в каких соревнованиях участвовать. Проблема даже не в том, какие соревнования лучше, а какие хуже. Будь все эти соревнования разнесены по срокам, Питерские ориентировщики участвовали бы во всех соревнованиях, а так летом они вынуждены разъезжать по российским кубковым соревнованиям,
затрачивая при этом большие средства, а тот, кто не ездит, тот сидит дома и страдает от отсутствия стартов.
Беда еще в том, что в погоне за "клиентом" применяются всевозможные технологии дискредитации конкурентов. Это отнюдь не способствует объединению людей на почве ориентирования, что пагубно отражается на взаимоотношениях в среде Питерского ориентирвания.

Попав в ситуацию конкурентных отношений, Белые Ночи утрачивают свое историческое значение для города, и если на пространстве России они все еще пользуются авторитетом, то в нашем городе об истории уже не вспоминают, а соревнования вынуждены выживать в конкурентной борьбе.

Много лет назад мы, организаторы соревнований "Белые ночи, получив поручение на их проведение от федерации, потом никогда не задумывались над тем, являются ли они городским стартом, поскольку это подразумевалось само собой. За эти годы состав Президиума федерации сменился много раз, но организаторы соревнований не меняются, а у руководства федерации никогда не было повода заменить организаторов "Белых Ночей".

Теперь в ряду коммерческих многодневок соревнования номинируются как "интеллектуальная собственность" семьи Казанцевых. Что же это может быть и не плохо для города, поскольку весь негатив списывается на организаторов соревнований, а положительный имидж он остается.

Наверно, дело не в том, кто проводит эти соревнования, а в том, что есть ли у федерации добрая воля поддерживать историю городского ориентирования в принципе. Нынешнее молодое поколение уже не знает историю ориентирования нашего города, и оно далеко от соблюдения традиций. Нынешние тренеры, это тоже вчерашние дети и они, живя сегодняшним днем, мало
что могут или мало что хотят сделать для оживления традиций ориентирования нашего города.
Восстановление традиций и былой славы Питерского ориентирования - вот что должно стать "национальной идеей" федерации ориентирования.

***


С.Казанцев

Клубы -  как основа жизнедеятельности федерации.

Краткий обзор.

С первых дней существования  ориентирования как вида спорта, его деятельность была связаны с командами коллективов физкультуры или клубов. Более того, этот спорт зарождался как командный, поскольку в туристских соревнованиях по закрытому маршруту могли участвовать  только команды. И даже то, что впоследствии соревнования стали индивидуальными, командный зачет сохранялся всегда.

За последние 10 лет, практически прекратила существование система  коллективов физкультуры на предприятиях и в  учебных заведениях, и вместе с ними потерял смысл командный характер борьбы на соревнованиях по ориентированию. 

Реальность такова, что сегодня в городе существует только один клуб «Азимут», три спортивные школы, в которых есть специализация «спортивное ориентирование», и еще несколько кружков при районных Домах Творчества Юных. 

Опыт зарубежных федераций

Изучая опыт работы  зарубежных федераций, можно убедиться в том, что там основная жизнь спортивного ориентирования  проистекает в клубах. Это или большие и богатые  городские клубы, которые культивируют несколько видов спорта, имеют клубные помещения и хорошие спортивные сооружения, или мини клубы одного вида спорта, в которых может быть всего несколько членов. 

Всегда удивляет активная жизнедеятельность клубов. Они проводят много различных мероприятий: совместных тренировок, праздничных вечеринок, собраний.  Характерно, что членами клуба являются целые семьи, включая древних бабушек и дедушек и малолетних детей. Каждый клуб имеет свою командную форму (парадную и беговую), в которую одеты все «от мала до велика».

На соревнованиях каждый клуб ставит свою палатку и поднимает клубный вымпел. 

Клуб имеет согласованные с федерацией районы, на которые они заказывают карты у лицензированных составителей карт. Эти карты они обязаны обновлять в течение 5 лет. 

Таким образом, клубы способствуют социализации общества, объединяют своих  членов вокруг «национальной идеи»- здоровья нации, без всяких идеологических понуканий воспитывают чувство патриотизма.  К тому же, это по настоящему семейные клубы. 

Основные активы клубов составляют:

- членские взносы,
- средства, заработанные всеми членами клуба  на проведении соревнований,
- пожертвования наиболее состоятельных членов клуба и спонсоров,
- средства, заработанные членами клуба на совместных работах (чистка леса, уборка урожая),
- гранты, получаемые лучшими клубами от федерации или государства.

Основными статьями расходов являются:

- оплата участия членов сборной клуба в национальных соревнованиях, которые, как правило, проводятся среди клубов ( например, известная эстафета «Юкола» или 7-этапные  детские эстафеты),
- очевидно, что есть и другие клубные расходы.
 

Федерация спортивного ориентирования – без клубов.

Анализ деятельности федерации показывает, что сегодня многие ее функции обеспечиваются:

- профессиональными тренерами,
- профессиональными спортсменами,
- составителями карт, работающими на профессиональной основе,
- незначительным активом судей и функционеров,
- выбранным составом Президиума федерации,
- спонсорами (вернее филантропами) из числа ориентировщиков.
 

Только три спортивные школы, которые являются государственными учреждениями, а также клуб «Азимут»,  обеспечивают жизнедеятельность федерации:

- создают карты,
- проводят соревнования,
- готовят спортсменов для сборных команд.

При  всей положительной деятельности этих организаций, есть и очевидные минусы:

- отсутствие программы рационального использования районов и карт,
- отсутствие стандартов проведения соревнований,
- работа только с детско - юношеским  составом спортсменов.
- Подготовленные спортсмены юниорского и молодежного возраста выпадают из поля зрения своих 
  тренеров и многие из них перестают заниматься спортом.
- «Азимут» объединяя спортсменов всех возрастов, в основном занимается проведением соревнований,
  оставляя без внимания учебно-тренировочный процесс и работу с высшим спортивным мастерством.
- К  сожалению, федерация и Спорткомитет не нашли возможности открыть ШВСМ по ориентированию.
 

Программа организации клубов ориентирования при федерации

В свете проведенного анализа, можно предположить, что, инициируя создание клубов  ориентирования, федерация может оживить общественную активность ориентировщиков и решить ряд организационных проблем:

- вести регистрацию клубов и лицензирование членов клубов, фиксируя принадлежность спортсменов к
  конкретному клубу, по крайней мере, на один год, как это делается в финских и  шведских клубах,
- активизировать деятельность клубов по организации самофинансирования, путем проведения 
 
соревнований, поиска собственных спонсоров, получения грантов от государства и федерации,
- повысить качество проведения соревнований в городе за счет конкурсного распределения городских
  стартов,
- создать предпосылки для командного зачета на городских соревнованиях, а также участия лучших
  клубов во всероссийских соревнованиях, проводимых среди клубов,
- повысить интерес к  участию в эстафетных соревнованиях и организовать эстафетную лигу,
- создать возможность для финансирования лучших спортсменов клуба для участия во всероссийских и
  международных соревнованиях  за рубежом,
- вовлечь в число членов клуба перспективных спортсменов из числа вышедших из юниорского возраста,
 
других взрослых спортсменов, в том числе и ветеранов и членов их семей, создав предпосылки
  семейных клубов, взять шефство над близлежащими школами и по месту жительства, родителей,
- вовлечь в сферу спортивного ориентирования производственные организации, ВУЗЫ, армейские
  коллективы, туристские и другие клубы, связанные с ориентированием, путем  организации там клубов 
  ориентирования.

Организационные вопросы создания клубов

- На основании Закона об общественных организациях любая инициативная группа может учредить клуб
  со всеми вытекающими правами и обязанностями.
- Клуб ориентирования можно организовать как одно из подразделений  при  спортивных клубах
  профсоюзов,  армейских, вузовских, или оставшихся на крупных предприятиях. В этом случае можно
  пользоваться их материальной базой.
- Можно создавать клубы как общественные организации без образования юридического лица.  Для
  этого  достаточно, чтобы несколько лиц, объединенных  взаимными интересами,  зарегистрировали свой
  клуб в федерации. Тем самым они становятся коллективным членом федерации и должны признавать ее
  Устав.
- Федерация устанавливает срок ежегодного лицензирования спортсменов клубов, а также размер и
  сроки уплаты клубами  членских взносов в федерацию.
- Коллективными членами федерации признаются только те клубы, которые прошли регистрацию и
  уплатили ежегодный членский взнос.
- Каждый клуб самостоятельно принимает решение по финансовым вопросам. В случае необходимости,
  активы клубов, могут храниться на счете Фонда спортивного ориентирования. 

Система поддержки клубов федерацией

Федерация спортивного ориентирования устанавливает ряд льгот для поддержки деятельности клубов:

- организует информационную поддержку клубов и проводимых ими мероприятий,
- предоставляет или способствует предоставлению грантов на развитие клубов,
- предоставляет возможность пользоваться инвентарем федерации на льготных условиях,
- включает мероприятия клубов в календарь федерации и дает возможность проведения мероприятий
  федерации,
- включает спортсменов клуба в состав сборных команд федерации,
- ведет систему  рейтингового учета деятельности спортсменов, тренеров и клубов.

 


kp Адрес: 194354, Россия, Санкт-Петербург, ул. Сикейроса 7 к. 1 кв. 119
Тел.: +7 (812) 5112370
E-mail: kazantsevs@mail.ru   Web:
http://w-nights.narod.ru/

 
Сайт создан в системе uCoz